Внеклассное мероприятие:
«Право быть ребенком»
Цели:
Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
соотнести права и обязанности детей;
способствовать осознанию ответственности за свои права;
формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
«Детству следует оказывать величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал
1 часть: “Вступительное слово”
Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать
1.Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
2.Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Как понимать последние слова?
Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.
Наш разговор сегодня о том, есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”..
“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Статьи уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 116. Побои.
Статья 117. Истязания.
Статья 125. Оставление в опасности.
Статья 127. Незаконное лишение свободы.
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.
Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.
1. Только ты на свет родился, 2.Очень трудно самому,
Право первое твое: жить на свете одному
Получи, чтоб им гордиться Правом с Мамой жить и с Папой
Имя личное свое Пользуйтесь вы им, ребята.
3. Есть еще такое право- 4А если причинят мне вред, урон,
Помнить, думать и творить Поможет Конституция. Закон.
и другим свои раздумья, Перед законом, совестью равны
если хочешь, подарить. Живут народы ни одной страны.
5.Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
6Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
7.А подрасту – поможет мне держава 8Досугу – час,
Работу выбрать я имею право. А школе – все внимание
Ну, а пока я – ученик: Использую я право
Учу уроки, подаю дневник… На образование.
9.Права всем детям надо знать 10. Будь ты слабым или сильным ,
Не только знать и соблюдать, Белым, черным - все равно
Тогда легко нам будет жить, Ты родился быть счастливым,
Играть, дружить и не тужить. Это право всем дано.
Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.
(Учащиеся отвечают)
Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…», право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.
. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
.Ребята, как вы думаете, кто должен заботиться в нашей стране о выполнении Конвенции
о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права? (ответы детей)
2.В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.
В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.
Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
2.Какие же обязанности у школьника?
: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным ; выполнять устав школы.
Статья 14. Обязанности ребенка
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности российского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
1.Открыты все пути у нас 3. К тому же мы прекрасно понимаем:
Без края, без преграды, Кто с детства трудности преодолевает,
Но школьникам сейчас Судьбой своей тот управляет.
Пока учиться надо. И тот, кто учится отлично в школе,
2. Учёба – очень интересный труд, Характер закаляет свой и волю.
Нам силу, радость Знания несут
Нам хотелось бы, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.
Игра со зрителями «Волшебный сундучок» Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
- Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1).
- Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
- Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
- Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
- Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
- Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
.Игровая пауза.
(игра «Разрешается-запрещается)
1 учитель: А сейчас мы отдохнем и поиграем. Игра «Разрешается-запрещается»
.Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны-«запрещается».
(идет показ плакатов)
2 учитель: а) Посмотри на этот знак- человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка …(разрешается)
3) Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка…(запрещается)
4) С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить- это… (разрешается)
5) Эта грань обозначает: мать с ребенком разлучают, это…(запрещается)
1 учитель: а) Рисовать и петь, учиться, если заболел- лечиться, это…(разрешается)
6) Этот трудится ребенок, мало у него силенок,
Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)
7) Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить, это…(разрешается)
8) Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,
Быть рабом у господина строго…(запрещается)
Сценка из школьной жизни.
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?
Оля. Нет, я освобождена.
(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)
Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)
Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?
Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?
(Учащиеся высказывают свое мнение). статья 16 о праве на тайну корреспонденции.
Высказываются дети.- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
Сценка «В школьном дворе»
Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.
Учитель. Сидоров, ах ты хулиган! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами то видели?
Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.
Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы еще и виноватой окажетесь, потому что, не разобравшись, нарушили уважение моей личности.
Учитель: Кто прав в этой ситуации? О какой статье Конвенции идет речь? ( В ст.28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка)
- А сейчас посмотрим инсценировку по мотивам сказки Ш. Перро Красная шапочка, которую подготовили ваши ребята . Постарайтсь увидеть как можно больше соответствия или несоответствия в поведении, жизни сказочных героев с правами ребёнка. Чтобы вам было легче ориентироваться, вы будете слушать колокольчик. Звон колокольчика указывает на то, что вам нужно будет поднять карточку с тем или иным правом.
Сказка про Красную шапочку
Ведущий:
Где то на белом свете (музыка к песне Где то на белом свете)
Может быть в СНГ,
А может быть в Европе,_
В общем не важно где
Жила да поживала
Дружная семья,
И у них в деревне
Бабушка была.
Право: Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто им обеспечит наилучший уход.
Автор: вот однажды мама поутру
Дочке говорит своей любимой:
Мама: пироги сейчас я испеку
И сварю варенье из малины.
Ты в деревню к бабушке пойдёшь
И её поздравишь с днём рожденьем.
Я с тобою вместе не могу:
ОРЗ уже три дня болею.
Ведущий: дочка послушной была
И с мамою спорить не стала,
Корзинку с подарком взяла
И в лес по тропе побежала.
Бабушка: сегодня день рожденье свой
Опять встречаю я,
И внученька должна прийти,
Поздравить, чтоб меня.
Не знаю счастья большего,
Чем видеть вновь её.
Когда же ты придёшь ко мне,
Сокровище моё.
Не случилось ли в лесу
С ней беды большой?
Ведь по лесу бродит Волк
Часто, боже мой!
А может за пенёк она
Запнулась небольшой?
Что делать мне, не знаю я
О, внучка, ангел мой!
Красная шапочка:
Выглянуло солнышко,(музыку к песне Выглянуло солнышко)
Хорошо в лесу.
В гости к своей бабушке
По тропе бегу.
С днём рожденья бабушку буду поздравлять,
Крепко - крепко бабушку буду обнимать!
Право: Дети имеют право на отдых.
Ведущий : под деревом густым
Голодный волк лежит
И думает свою думу.
Три дня уже не ел,
Совсем волк похудел,
От голода уже бредит.
Снится волку кусок мяса,
Снится колбаса.
Волк во сне хотел заплакать,
Но открыл глаза.
Право: Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
Видит Волк:
Идёт спешит девчонка
В красной шапочке она,
Вся нарядная, с корзинкой
И идёт одна.
Волк к девчонке подбежал,
Преградил ей путь дорогу
И бесцеремонно так
Выставил пред нею ногу.
Ведущий: Страшные руки
Волк к корзинке тянет,
Острые зубы
Волк в улыбке скалит.
Хочет проглотить он
Всю еду в корзинке
Вниманья не обращает
На девичьи слезинки.
Волк: эта стряпня будет моя,
Вся-вся стряпня будет моя.
Право: Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Красная Шапочка:
Неужели ты, Волк,
Будешь так жесток,
Что подарка лишить
Бабушку бы смог?
Ведь сегодня она
Именинница
И с утра ждёт меня
Прямо у крыльца!
Не будь жестоким,
Серенький Волк!
И день рожденья
Бабушке не порть!
Ведущий:
По лесной тропинке,
Продолжая путь,
Внучка к своей бабушке спешит,
По другой тропинке, сокращая путь,
К той же цели серый Волк бежит.
Скатертью, скатертью ( музыка песни Голубой вагон бежит качается)
Дальний путь стелется
И упирается прямо в бабушкино крыльцо.
Каждому, каждому
В лучшее верится,
Волку так хочется, чтобы повезло.
Ведущий: вот этот Волк злодей.
Бежит, спешит скорей.
Проснулся в нём инстинкт животный.
И думает о том
Волк:
Сначала бабку съем,
А закушу её я внучкой!
Ведущий: но замечтался Волк,
Под ноги не смотрел
И налетел на острую корягу.
Лежит и плачет Волк
И думает притом
Волк:
Опять не повезло мне в этой жизни!
Ведущий:
А внученька пришла, подарок принесла
Поздравила старушку с днём рожденья.
Вручила ей букет, а так же пирожки
И пожелала радости, веселья!
Ведущий:
Рассказали мы вам не о сером Волке.
А о том, что нужно бабушек любить.
Вовремя поздравить нужно с днём рожденья,
И заботу вовремя нужно проявить
Не забудьте, дети,
И без дня рожденья свою бабушку
Вниманьем окружить.
Инсценировка по “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”
(С зеркальцем в руках сидит царица, любуется своим отражением)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
Зеркальце. А царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царевна бросает зеркальце. Топает ногами. Кличет служанку)
Царица. Эй, чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!
Учитель: И так, какое право ребенка было нарушено? (право на жизнь)
Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.
Право на жизнь записано в конвенции о защите прав ребенка и в законах России, и все обязаны соблюдать эти право. А вот, сценка из нашей жизни.
Итог.
6Мы- школьники, Вы- учителя, мы вместе, мы одна большая, дружная школьная семья. Мы должны жить достойно, а значит иметь не только права, но и обязанности.
2.И всегда помнить о том, что права есть у каждого из нас, и мы не должны нарушать прав друг друга! Уважай чужие правА
1.Сейчас, каждый из присутствующих на нашей встрече, получит сердечко в знак того, что принимает и обязуется соблюдать правила и статьи конвенции о правах ребенка
2.Если вы с нами пусть ваше сердечко украсит замечательную прекрасную планету Земля, жителями которой мы все являемся.
(Звучит музыка, дети украшают сердечками макет Земли) 19
1.Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа. Песня.
1. Был принят в ноябре 2. Бывает в жизни всё
Всемирный документ. У каждого из нас,
Мы этот день, Случается, что вдруг
Как праздник, будем встречать. Приходит беда.
Ведь в действие вступил Конвенция придёт
На сотни тысяч лет На помощь в трудный час,
Закон, что жизнь детей Коль помнишь ты о ней.
Рождён защищать Коль знаешь права
Припев: Этот мир придуман не нами,
Но хранит нас в мире закон.
Все должны ребята знать сами
Правил свод, что в нём заключён.
Все: Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днём.
Пусть у каждого ребёнка
Будет светлый, тёплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды.
|