Среда
01.05.2024
06:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя математики Латаевой Нины Николаевны
Главная Регистрация Вход
Публичное представление собственного инновационного представления »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Использование элементов компьютерной технологии в процессе преподавания математики, как средство развития познавательной активности учащихся».

 

2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Важнейшей целью, как учителя математики, считаю развитие интереса учащихся к изучению математики, так как этот предмет является одним из опорных предметов средней школы. Поэтому каждый урок я стараюсь сделать интересным, чтобы ученики ощутили радость  открытия,  воспитываю потребность узнавать всё больше и больше.

Сегодня важно учитывать индивидуальные особенности детей, внимательно и чутко относиться к мнению каждого, чтобы сформировать у школьников умения решать математические задачи и проблемы, воспитывать у учащихся уверенность  в собственных математических силах, развивать коммуникативные умения. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.

На уроках математики  ученики не только должны приобретать знания, умения и навыки, но и освоить сам процесс получения этих знаний. Для этого нужно формировать познавательную самостоятельность ученика и развить его математические способности. На каждом уроке отвожу время для работы с учебником и другой литературой. Ведь известно, что эмоционально – окрашенные и духовно – пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития.  В этом вопросе  также помогают  ИКТ – технологии, которые помогают оживить урок, развивают логическое мышление учащихся, вычислительные навыки.  Эти  методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Перечисленные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках  контроля знаний, а также во внеклассной работе.    Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом я обращаю  внимание на то, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формируемых компетенций, необходимых для практической  деятельности каждого человека. В своей деятельности я стремлюсь к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

     В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может в силу следующих причин:

– математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития в условиях неизбежного массового обучения;

– элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. Практически каждому человеку приходится постоянно проводить элементарные подсчеты, делать оценки, прикидки, читать графики, осмысливать статистические данные и т.д.;

– математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. 

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. Быть социально зрелой, инициативной, творчески креативной личностью с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

 

3. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

В настоящее время многие учителя  математики все чаще используют компьютер на своих уроках.  Овладение  ИКТ еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Значит,  перед учителем математики  возникают новые проблемы, ему приходится  осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения. Использование информационных технологий в классе на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это  связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного  оборудования и программного обеспечения.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. 

 Своеобразие:

Во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Новизна опыта:

В процессе преподавания математики  цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы в различных формах:    

 - мультимедийные сценарии уроков (презентации);

-  готовые учебные и демонстрационные программы;

- проектная деятельность;

-  исследовательская деятельность;

- внеурочная деятельность.

 В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

-          в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";

-          в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.

 В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

 принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.

    Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог  создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

    Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.

На своих уроках стараюсь удовлетворить потребности и запросы учащихся, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. С такими учениками работаю индивидуально, привлекаю к участию в математических олимпиадах, конкурсах, рекомендую им дополнительную литературу

 

4. Наличие теоретической базы опыта

Теоретической базой опыта явились работы  Т.П.Луниной и др., представленных   в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них:

1. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

2. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина,  С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005   

Теоретической базой  опыта явились  и курсы повышения квалификации  с 04 по 23  марта 2013года  в МРИО по теме

«Совершенствование процесса обучения математике в условиях модернизации образования»., С 24.03 ПО 04.04 2014Г в МРИО по теме: «актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ОО»

5. Ведущая педагогическая идея

Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей.

Широкое распространение информационных технологий создало ряд проблем, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся, необходимости ори­ентироваться в избыточном количестве информации. Ребенок не успевает... Как же быть, как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться пла­вать?

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетра­диционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бескон­фликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созида­тельную творческую работу.

Таким образом, формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию

6. Оптимальность и эффективность средств

             На современном этапе  перед методикой математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий  с традиционными.

 В режиме адаптивных технологий обучения  как условия и средства проектирования адаптивной образовательной среды включаю следующие современные технологии: информационно – коммуникативные и личностно-ориентированные, здоровье сберегающие на  уровне отдельных элементов и в системе.

      Первое из них – это информационная поддержка   предмета, выражающаяся в использовании электронных учебников. Использую компьютер для проведения различных видов опроса и контроля знаний. Второе направление использования компьютерных технологий – разработка уроков сопровождения.

    Вторую технологию применяю как индивидуально, так дифференцированно. На уроках провожу работу по карточкам, тестирование (использую готовые и составляю сама), самостоятельные работы и другие виды контроля.

      Средства достижения   этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату

 ( « правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. 

7) Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные «информационные» компетенции. Качество знаний учащихся при применении ИКТ для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии выше, чем при традиционных методах.

      Использование компьютера позволило каждому учащемуся:

- работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации.

- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;

- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

    Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

 Использование  программы «Математика 5-11 класс» позволяет мне активизировать деятельность учащихся, вовлекая как «сильных», так и «слабых» учащихся в постоянную  работу, с которой они успешно справляются. Раздел «Виртуальная лаборатория» использую при решении уравнений, неравенств и их систем, при построении графиков функций.

- Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- результатах итоговой аттестации   в форме ГИА и ЕГЭ

  Результаты ГИА:

  2010-2011 учебный год – процент качества знаний – 72  %,

  средний балл – 4,2

2013-2014 учебный год- процент качества знаний  63%. Средний балл – 4,5

 -   Результаты ЕГЭ: 2009-2010 учебный год  - средний балл 50,1;

- Положительная динамика уровня обученности;

в 2009-2010 учебном году – 49,1%;

в 2010-2011 учебном году - 52,3%;

в 2011-2012 учебном году - 51;

в 2012-2013 учебном году - 52%;

в 2013-2014 учебном году - 63% ;

- участии детей в предметных олимпиадах

Уч. год                   

Предмет

Уровень

Результат

 

2010-2011           

Математика

Школьный

Победитель  Губанова Н.( 9 кл)

Призер–Родькин Д ( 9 кл).

Победитель – Иванов А.( 6 кл)

Призер – Луньков Е.( 5кл)

 

 

Муниципальный

Участие Губанова Н.(9 кл

2011-2012

Математика

Школьный

 

Победитель  Никишкин М(7 кл)

Призер–Луньков Евг. (7кл).

Призер – Чекашкин В.( 8 кл

Муниципальный

Участие  Чекашкин В. (8 кл)

Никишкин М (7кл)

2012-2013

Математика

Муниципальный

Участие – Никишкин М( 7 кл)

Иванов Ал  (8 кл.

 

2013-2014

Математика

Муниципальный

Участие – Никишкин М( 8 кл)

Иванов Ал  (9 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                           

 

 

 

-участие детей в  заочных олимпиадах, конкурсах и проектах:

 - Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Ребус»  - 3 победителя

 Участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру».

   2010 год – 9  человека.   

2011 год - 6 человек.

    2013 год - 9 человек.      

 2014 год – 5 человек

 «САММАТ»  - 2 участника

Дистанционный образовательный портал «Продленка». Конкурс по информатике среди 7-11 классов – 1 участник (2 место)

 

8. Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на семинарах. По распространению опыта проводятся семинары районного, и республиканского уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на семинарах; заседаниях методических объединений учителей школы, и района. Для родителей проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.

  И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

Опыт своей работы размещаю   на страницах школьного сайта и на своём личном сайте.

9. Наличие обоснованного числа  приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с обучающимися

-Урок - обобщение в 7 классе: «Одночлены и многочлены». Презентация к уроку.

 - Урок алгебры в 10 классе: «Логарифмы, свойства логарифмов». Презентация

 - Урок-сказкав 5 классе:. Тема: «Действия с десятичными  дробями» Презентация

Урок комплексного повторения в 5 классе по теме: «Путешествие к острову натуральных чисел. Действия с натуральными числами».  Презентация

- Урок – вернисаж. Тема « Все действия над   обыкновенными дробями». Презентация

Урок математики в 6 классе по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательный чисел», презентация.

.Доклад на школьном МО «Здоровье сберегающие технологии на уроках математики»

 Доклад на педсовете «Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках»

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.

 

 

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz